Выученная беспомощность

выученная беспомощностьВыученная беспомощность – что это? Психологический термин, который редко  употребляется, и малопонятен людям, обозначает, довольно часто встречающуюся жизненную позицию человека, позицию жертвы, чаще всего, это и есть, выученная беспомощность.

 

Почему, возникла такая тема? Буквально на днях, была консультация, на приеме была девушка, проблема в том, что в определенных отношениях, она занимает позицию жертвы, и ничего не может с этим поделать.

И поэтому, я решила, поговорить на эту тему, возможно, кому-то будет полезна эта информация.

 

Человек, не рождается жертвой, это происходит из-за определенных жизненных обстоятельств, и из-за определенных особенностей личности человека.

 

Выученная беспомощность — состояние, при котором замедляется научение или которое препятствует ему. В ситуации нехватки контроля над обстоятельствами человек перестает стараться влиять на результаты не только в этой, но и в новых ситуациях, где такой контроль возможен. Находясь под воздействием неприятных обстоятельств, он не предпринимает попыток избежать их, хотя избавление или избегание в принципе возможны.

Майер и Селигмен (1976) охарактеризовали три вида дефицита, связанного с такой выученной беспомощностью: мотивационный, когнитивный и эмоциональный. Безуспешная попытка противостоять стрессу могут привести к отрицательным психологическим и соматическим последствиям для здоровья. В. б. вызывает депрессию у лиц:

 

(а) считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками;

 

(б) считающих, что их неудачи характерны для любой их жизненной ситуации не только в настоящем, но и в будущем;

 

(в) считающих, что они не способны справиться с трудными ситуациями, которые разрешимы для любого другого человека.

 

Термин В. б. предложен М. Селигменом для обозначения того факта, что данный вид беспомощности является приобретенным состоянием.

 

Приведу такой пример, может немного жестокий, но этот эксперимент над собаками, был проведен учеными.

Было две группы собак, и их в процессе эксперимента ударяли током.

 

В одной группе, собаки во время ударом током, были привязаны, и не могли сопротивляться, конечно, они проявляли агрессию, лаяли и т.д. , но они не могли убежать, не могли укусить обидчиков, и им приходилось терпеть эти удары током.

 

Во второй группе, была ситуация немного отличная от первой, там собака имела возможность, во время удара током, перепрыгнуть через барьер, что они успешно и делали.

 

Через некоторое время, был сделан контрольный эксперимент.

Для собак из обеих групп, была возможность убежать. Собаки из второй группы, при ударе током, успешно перепрыгивали через барьер, и избавлялись от следующего удара током. Собаки же из первой группы, при ударе током, сначала метались по клетке, потом ложились на пол и тихонько скулили, невзирая на последующие ударом током. Они не делали попытки убежать из клетки, хотя у них была такая возможность.

 

Вывод был сделан следующий:

живое существо становиться беспомощным, и не может постоять за себя, если оно привыкает к тому, что его активные действия ни к чему не приводят, и он не может повлиять на ход событий и неприятности происходят сами по себе, и повлиять, он никак не может. То же самое происходит и с человеком.

 

Дональд Хирото, молодой американский психолог, в 1971 году попытался проверить, работает ли механизм, обнаруженный Селигманом, у людей [Hiroto, 1974].

Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук.

У одной группы такая возможность была – искомая комбинация существовала.

У другой же группы кнопки были просто отключены.

Какие бы комбинации они не нажимали – неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик.

 

Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки – звук прекращался.
Эксперименты Хирото доказали две важные вещи.

Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения.

Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук – просто сидели и ждали, когда все кончится.
Два важных факта состояли в том, что у людей существует уже установленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации.

 

Как это все, перенести на житейские ситуации?

Например, человек успешно развивается по карьерной лестнице, он успешен, практически не бывает неудач.

Он привык быть на коне, и он не сталкивался с проблемами, требующих от него изобретательности и настойчивости, и он на 100% решал задачи, тогда выученная беспомощность наступит при первой неприятности (несмотря на весь положительный опыт).

Этот человек не привык, и не обучился противостоять трудностям, для него все было легко, и поэтому череда неприятностей, сокрушает очень сильно. И еще, очень часто выученная беспомощность, с одной области жизни, переноситься на другие.

 

Можно, привести еще такой пример. Дети, выросшие в детдомах и лишенные внимания и ласки, эти дети понимают невозможность изменить свою жизнь, и в будущем, даже, не ждут проявления к ним нормальных человеческих эмоций.

 

В основном, обучение беспомощности происходит в детстве, когда ребенок, не может проявить свою волю и желание, он находиться в зависимости от родителей, и те, часто подавляют многие желания и порывы, к самостоятельности, и проявлению инициативы.

 

Я думаю, что именно из детства, идет позиция жертвы, особенно это заметно в семьях, где мужчина унижает и бьет женщину. А женщина, по каким-то своим причинам, все безропотно терпит и не предпринимает никаких попыток изменить ситуацию (верней всего, в детстве, она вынесла определенный урок беспомощности, что, чтобы она не делала, ничего не получиться).

 

Можно ли избавиться от выученной беспомощности?

 

Можно!

 

Есть специальные корректирующие техники и упражнения, самостоятельно, очень сложно, лучше обратиться к специалисту, психологу или психотерапевту.

 

Процесс, не быстрый, но я думаю, что можно потратить и время, и деньги, для улучшения качества жизни.

Если, Вам эта статья оказалась полезной, Вы можете оставить свой комментарий,
подписаться на новые статьи, а также, нажать на кнопочку социальных сетей! Спасибо!

 

 

Вам понравилась статья? Получайте на почту!:
           
Вам понравилась статья?
Поделитесь  с друзьями полезной информацией!
   

Комментарии:

Обсуждение (12)
  1. Можно ли избавиться от выученной беспомощности? можно если действовать как поговорке (против лома нет приема окромя другого лома)

  2. А мне второй пример всю нашу страну напомнил… Да впрочем чего там, и первый тоже. Правда, последние события показывают, что появилось поколение непуганых, посмотрим, к чему это приведет.
    А если говорить о людях в частности, хуже всего наверно лечится беспомощность, передающаяся из поколения в поколение. Ребенок если и захочет изменить такой порядок, так его на место возвращают. Остается только вырваться из родительского гнезда.

    • Лариса, полностью с вами согласна, особенно, про то , что ребенку, именно вырываться приходится из родительской “любви”

  3. Надеюсь, Ваша статья поможет многим людям! очень полезная информация

  4. Термина не знал, а вот людей таких знаю; одна прямо сейчас на виду, на слуху; все время подталкиваю ее к психотерапевту, но позиция “жертвы” для нее – “зона комфорта”. А поскольку она “жертва”, то ей подспудно хочется индуцировать это состояние и на других…

  5. Круто, конечно. Воспитание – залог многих успехов и неуспехов в жизни. Есть люди жертвы, у них все виноваты, нет сил и времени и .т.д. А причина может быть очень грубоко. Спасибо!

  6. Все начинается с самого детства, как наставишь ребенка так он и пойдет.

  7. А как же сложно бывает пересилить себя, и ситуацию, и распределить роли в отношениях иначе!

  8. Самым главным является то, что человек прежде всего сам должен понять, что ему пора измениться и тогда он должен сделать первый шаг за помощью и у него все получится. Хотя, конечно же, и совсем немногие об этом задумываются, а зря….

  9. Да, к сожалению таким страдает большинство, по сути это безответственность за себя и свою судьбу. Когда люди не обучения ответственность и не способны ничего менять в себе и своей жизни…

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Остались вопросы? Задайте их в комментариях